Новости Павловского Посада: Какое регулирование цен нам нужно?
Павловский Посад - наш город

Павловский Посад • Новости Павловского Посада • Предприятия и организации Павловского Посада

Информационный каталог города Павловский Посад
   Главная   /   Павловский Посад   /   Контакты   /   Памятники   /    Недвижимость    /    Новости    /    Фото    
9.03.2011  Какое регулирование цен нам нужно?

  Все-таки интересно, насколько завышают цены наши нефтяные компании, продавая нам наше национальное достояние, добываемое из наших же общенациональных недр? И насколько можно «ужать» цены на российских автозаправках, если всерьез заниматься этой проблемой? И, главное, как это сделать?
  
   Основной проблемой российского рынка нефтепродуктов является отсутствие нормальной конкуренции. Это рынок монопольной, или, как иногда говорят, олигопольной конкуренции. Пятерка крупнейших нефтяных компаний – «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» – контролируют основную часть рынка и устанавливают «правила игры».
  
   Во многом похожая ситуация и в других странах, но там как-то решается проблема завышения цен. В США, например, при нынешней мировой цене на нефть цена бензина в переводе на рубли составляет в среднем 21 рубль за литр, что на 20% ниже, чем в экспортирующей нефть России.
  
   Конечно, в «американской» цене вдвое меньше налогов, чем в «российской», но ведь и нефтяные компании при этом не решаются завышать цены. Потому что работает антимонопольное законодательство и конкуренция намного выше – американский рынок открыт для зарубежных компаний.
  
   Первое, что приходит на ум сторонникам радикальных мер – ввести в РФ государственное регулирование цен, как во многих беднейших странах, к которым, видимо, хотят присоединить и Россию. Или как в Китае, где цена 30-33 рубля за литр изначально установлена выше мировой, чтобы было выгодно производителю и никогда не было дефицита. И попробуй что-нибудь возразить.
  
   При нынешнем уровне коррупции в РФ введение государственного регулирования цен равносильно самоуничтожению. Практически все регулируемые нашими чиновниками цены и тарифы уже выше мировых. Вот как это происходит.
  
   Когда нет конкуренции и нельзя показывать прибыль, предприятия прячут свои доходы в затратах. Все, что закупается, обрастает «откатами», появляются ненужные затраты, и так далее. Да и в контролирующие органы нужно откатить «административную ренту».
  
   Регулируемые цены устанавливаются методом «от достигнутого». Предприятие-монополист предъявляет тарифной комиссии свои затраты и просит увеличить регулируемые цены, так как в стране инфляция, а предприятию нужны инвестиции. Кроме того, оно просит дотации из бюджета, ведь вместо прибыли у него теперь убытки. Как правило, ему идут навстречу, ведь в стране инфляция, а «инвестиции» всем нужны.
  
   Цены монополистов поднимают, и следом все дорожает – начинается новый виток инфляции. На следующий год все повторяется. Поскольку инфляция у нас немаленькая, очень скоро регулируемые цены оказываются выше мировых. Чтобы как-то выжить, нужно понижать курс рубля к мировым валютам. То есть понижать реальный уровень зарплат и уровень жизни граждан страны. И так до бесконечности, пока нефть не кончится, или народ.
  
   Вообще-то, государственное регулирование не прекращается ни на секунду. Его основа – налоги, включая пошлины, акцизы и прочие сборы-поборы. Как показано в предшествующей публикации, доля налогов в цене автомобильного топлива, как и в выручке нефтяных компаний, составляет 50-60%, по другим данным – еще больше.
  
   Что может дать государственное регулирование цен при такой налоговой нагрузке? Контроль чиновниками ими же установленных налогов? И можно ли коррумпированным чиновникам доверить контролировать самих себя?
  
   Попробуем оценить, насколько можно «ужать» оставшиеся после налогов 40% цены бензина или 48% цены дизельного топлива. Обратимся к отчетности ОАО «Роснефть» – самой государственной из всех российских НК, первой по объему добычи (почти четверть всей российской нефти) и второй после ОАО «Лукойл» по объему выручки. И единственной из «большой пятерки», опубликовавшей к настоящему времени отчетность за 2010 год.
  
   Первое, что бросается в глаза – явный избыток денежных средств, полученный по результатам 2010 года. Но обо всем по порядку. Выручка «Роснефти» за 2010 год составляет 63,05 миллиарда долларов, чистая прибыль 10,67 млрд. долл., то есть рентабельность по чистой прибыли 16,6%.
  
   Сумма чистой прибыли и амортизации (с учетом других поступлений и выплат) формирует баланс денежных средств по основной деятельности, который составил 15,17 млрд. долл. При этом сумма капитальных затрат, отражающих инвестиции в основную деятельность, составила 8,93 млрд. долл., то есть на 6,24 млрд. долл. меньше. Это вполне допустимо, если в текущем году компании нужно погашать крупные займы. Но «Роснефть» в 2010 году привлекла приблизительно столько же займов, сколько и выплатила, «потеряв» всего 0,56 млрд. долл.
  
   С учетом всех вложений «Роснефти» в ценные бумаги, обоснованность которых остается под вопросом, прирост денежных средств за 2010 год составил 2,18 млрд. долл., а с учетом их остатка на начало года баланс денежных средств составляет 4,15 млрд. долл. На что пойдут эти суммы? На выплаты дивидендов акционерам многовато: в 2010 году выплаты дивидендов за предшествующий год составили 0,73 млрд. долл., что было рекордом для «Роснефти».
  
   Скорее всего, можно говорить о неэффективном финансовом управлении, поскольку избыток денежных средств означает излишне привлеченные кредиты, за которые нужно платить проценты. Подобное возможно только в условиях отсутствия конкуренции и бесконтрольного завышения цен на реализуемую продукцию. Кроме того, в 2010 году «Роснефтью» вложено 5,13 млрд. долл. в краткосрочные ценные бумаги, не имеющие отношения к основной деятельности, а всего в таких вложениях «спрятано» 6,81 млрд. долл.
  
   Что из всего этого следует? Следует то, что если бы выручка «Роснефти» в 2010 году была на 2,18 млрд. долл. и даже на 5,13 млрд. долл. меньше, то денег все равно бы хватило, просто необязательных «финансовых вложений» было бы меньше. А это означало бы снижение цен на всю реализуемую продукцию на 3,5% и 8,1% соответственно.
  
   Если учесть, что 74,3% выручки «Роснефти» составляет экспорт нефти и нефтепродуктов по мировым ценам, и только 17,7% выручки составляют поставки нефтепродуктов на российский рынок, перераспределение этого снижения цен на российский рынок означало бы их снижение для российских потребителей минимум на 17%. Причем без какого-либо ущерба для зарубежных потребителей или акционеров «Роснефти», а всего лишь за счет финансовой оптимизации.
  
   Примерно такая же ситуация и в других российских компаниях. Их всех отличает высокая рентабельность чистой прибыли – на 5-8% выше, чем у зарубежных конкурентов. Причем основная часть прибыли остается нераспределенной. Особняком стоит ТНК-ВР, которая при рентабельности 14,4% выплатила в виде дивидендов акционерам 63% прибыли за 2009 год.
  
   Зарубежные нефтяные компании показывают чистую прибыль на уровне 6-9% от выручки. Этой прибыли хватает на выплаты акционерам и расчеты по займам, привлекаемым для инвестиций в развитие. При этом многие зарубежные компании не имеют тех источников дешевой нефти, которые достались российским НК.
  
   Следует подчеркнуть, что высокая рентабельность российских компаний – это счастье за наш счет, это низкие зарплаты и высокие цены на российском рынке. Прирост денежных средств российских НК за 2010 год достиг почти 30 миллиардов долларов, что составляет в среднем тысячу долларов на каждого из 30 миллионов автовладельцев, заправляющихся на российских АЗС.
  
   Даже если нефтяные компании накапливают средства для покупки новых активов, их источником должны быть не завышенные цены для российских потребителей, а новые займы или увеличение акционерного капитала.
  
   Окончание следует
Copyright © 2007 - 2014 info-posad.ru. Все Права защищены и охраняются законом Российской Федерации. При полном или частичном использовании материалов ссылка на info-posad.ru обязательна.

Администрация сайта «info-posad.ru» не несет ответственности за качество услуг, оказываемых предприятиями, указанными в каталоге, а так же за изменение информации о предприятиях.
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
МосБумагаТорг
Здесь может быть
Ваша информация
Здесь может быть
Ваша информация